Текущее время: 15 июл 2020, 21:43




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Сообщение
 Заголовок сообщения: А.Черкасов, А.Ксендзюк - "Новая антропология нагуализма"
СообщениеДобавлено: 27 дек 2012, 15:32 
Профиль     Не в сети

Сообщений: 92
А. Черкасов, А. Ксендзюк 2005
Новая антропология нагуализма. Европейская наука о человеке в тупике 'описания'.

Антропология, как известно, - наука о человеке. С какой бы стороны мы ни взглянули на человеческое существо, совершенно ясно, что природа его уникальна. У человека особое место в Мире, особая роль и таинственное предназначение. Перспективы вида homo sapiens неясны - и в самом деле, что мы такое? Коллективные животные с чрезмерно развитым интеллектом? Духовные сущности, воплощенные в материальной оболочке, согласно неведомым законам Божественной эволюции? Мутанты или самореализующиеся боги?

На протяжении веков академическая наука предлагала частные концепции человека. Ни одна из них не претендовала на исчерпывающую целостность или на определение фундаментальной сущности человеческой природы. Разнообразие этих частных взглядов, подходов и концепций (биологических, исторических, социальных или психологических) разочаровывает. И именно на фоне этой разочарованности, неудовлетворенности на рубеже 19-20 веков оформилось стремление осознать, наконец, экзистенциальную суть человека и изложить ее в yнивepcальной концепции. Но и эта попытка, по большому счету, ничего не дала.

Основатель 'философской антропологии' Макс Шелер и его последователи (А. Гелен, X. Плеснер и др.) сформулировали задачу и одновременно со всей очевидностью показали, что справиться с этой задачей европейская мыслительная парадигма не способна. Их рассуждения почти столетней давности и сегодня повторяются внутри общего для нас 'описания мира', только в новом терминологическом оформлении. Так, Гелен (1904-1976) писал вслед за Шелером, что человек - это 'неполноценное животное', он хуже, чем животное оснащен инстинктами и в этом смысле незавершен и незакреплен в своей животно-биологической организации. Если в животном природа заложила цель и сам механизм ее осуществления, то в человеке заложена только цель, механизм же ее воплощения 'отдан' самому человеку, и орудием этого является его разум.

Таким образом, то, что делает человека человеком, лежит вне естественного процесса жизни и несводимо к естественнонаучной эволюции жизни. Это - разум, или дух.

Именно дух делает человека, в отличие от животного, деятельным существом. Животное, по Гелену, 'вписывается' в заданный ему регион, не выбирая его, оно по 'распоряжению природы' осуществляется как таковое в жестко предназначенной ему среде. Человек же сам выбирает для себя способы приспособления к природе и тем самым неизбежно 'достраивает' окружающую среду, преобразуя ее в соответствии со своими замыслами.

Что же такое разум, или дух? Самый главный вопрос классической антропологии неразрешим, пока мы смотрим на человека с привычной позиции бесконечного противостояния материализма и идеализма. Первый заводит нас в тупик физиологии и безнадежную трясину рефлексов высшего млекопитающего, второй - в недоказуемые фантазии о трансцендентном Духе и Божественном в человеке. Обе позиции не могут удовлетворять. Материализм помещает нас в ограниченное пространство, где перспектива КАЧЕСТВЕННОГО развития человека настолько далека и туманна, что кажется вообще невозможной. Идеализм вынуждает нас уповать на то, что нельзя ни доказать, ни опровергнуть. В итоге - мы бессильны перед лицом Судьбы. Мы ПОКОРЕНЫ либо неумолимыми законами биологической стихии, либо - Непостижимой Волей неведомого Духа. А традиционные агностики и скептики со своим вечным Ignoramus et ignorabimus ('He знаем и не узнаем') просто закрывают глаза и смиренно плывут по течению.

Чтобы выбраться из этого тупика, мы должны совершить качественный скачок, перейти в иную мыслительную парадигму. Нужна новая, плодотворная 'концепция человека' и 'новая антропология'.

Карлос Кастанеда, как известно, предложил нашей цивилизации альтернативное 'описание мира'. Мы не знаем и, возможно, никогда не узнаем, откуда пришло его 'описание магов'. Масштаб и значение этого описания не осознаны в полной мере до сих пор, но именно здесь, на наш взгляд, содержится фундамент подлинно новой и по-настоящему перспективной антропологии. Исключительное значение темы делает ее отдельным направлением исследования. Это не только раздел в журнале, это начало новой науки. И мы попробуем это доказать. Получит ли это начало свое продолжение, зависит от степени готовности европейского тоналя. В любом случае, поразмышлять стоит.

Итак, что это за знание и почему мы назвали его 'новой антропологией'?

Во-первых, Карлос Кастанеда, - антрополог и по духу, и по образованию. В мир дона Хуана он вошел как исследователь, планировавший изучить верования индейских шаманов, пользуясь антропологическими методами Гарфинкеля (этнометодология), написать научную работу и добиться признания, научной степени и определенного положения в UCLA (Калифорнийский Университет Лос-Анджелеса). Ничего иного он не хотел, но этнометодология завела его далеко - погрузившись в магический мир, он сам стал его частью и, в конечном итоге, вышел за рамки академической науки.

Описание магов оказалось настолько последовательным и исчерпывающим, настолько трезвым и глубоко обоснованным, что стало ясно - мы столкнулись не с любопытным этнографическим материалом, а с подлинным прорывом в Неведомое, с принципиально иным взглядом на человеческую природу, иной парадигмой сознания. Новая антропология вырастает из отчетов Кастанеды логичным и естественным образом, поскольку описанный им нагуализм стремится быть не мистико-оккультным течением, а именно 'наукой о восприятии' - дисциплиной, исследующей человека, его суть, возможности и ограничения. Именно это, смысл человека и перспективы его трансформации, являются содержанием нагуализма. И как раз поэтому нагуализм УЖЕ является антропологией. Но - антропологией новой.

Почему? В современном мировоззрении, как научном, так и обыденном, доминируют взгляд на человека как на существо социальное, биологическое даже механистическое. Самое распространенный ПОДХОД - социальный. Он возник еще в античности, когда было заявлено, что человек - это общественное животное.

Я - это часть социальной группы, большой или малой - семьи, своего 'круга', фирмы или компании, производственного коллектива, нации, партии, государства. Как часть социума, я должен учиться, служить в армии, кормить семью, платить налоги, голосовать на выборах, содействовать правоохранительным органам! Социальный аспект бытия человека стал его основной натурой - каждый рассматривает свою жизнь в перспективе личной карьеры, в терминах социального успеха, оценивает жизнь объемом денежной массы. Каков путь такого человека? Получить образование, вступить в брак, заработать побольше денег, родии, детей, купить машину, обеспечить себя квартирой или домом, дать детям образование, накопить пенсию, воспитать внуков. Правила и структура социума, его ценности и цели, мотивы и смыслы ограничены языком и мышлением, формирующим конкретную культуру, традицию, общественное мнение.

Социум вторгается в жизнь человека и поглощает его. И с каждым веком, десятилетием эта тенденция усиливается. Социум порабощает человека как экономически (общество 'все большей заботы' Мартина Хайдеггера), так и психологически - через манипулирование его мнением и представлениями с помощью инструментов 'культуры' - воспитание, обучение, идеологию и пропаганду, через стандартный набор мнений и оценок, распространяемый СМИ. Социальное практически вытеснило истинную сущность человека на периферию, в область забвения. Истинная сущность настолько забыта, что может отождествляться даже с деньгами. Перед написанием статьи я просматривал некий финансовый журнал, в котором наткнулся на интервью с одним из функционеров мировой банковской системы. В нем он говорит: 'Деньги действительно дают свободу. Вернее, даже так: деньги дают свободу выбора. Человек может выбирать - покупать или не покупать, инвестировать в какой-то бизнес или нет. Но одновременно деньги накладывают на человека определенную ответственность: Ответственность перед своим сегодняшним и завтрашним днем, перед близкими и друзьями. Важно сохранил' баланс между свободой и ответственностью'.

Это звучит чудовищно! Изначальное, 'бытийное' понятие свободы, выбора, ответственности человека - что и есть его экзистенциальность - определяется через возможность манипулирования определенным количеством денежных средств. Самое страшное, что такая немыслимая подмена понятий даже не бросается в глаза своей абсурдностью, кажется естественной, и для большинства - уже банальной. Это ярко иллюстрирует, насколько 'социальное' вытеснило в человеке 'человеческое'.

Может быть, человек - действительно всего лишь 'общественное животное', как говорили античные философы? Как и всякое животное, он рождается и умирает, он вынужден добывать пишу, им управляют инстинкты, он обуреваем животными желаниями и страхами, а вся эмоциональная и ментальная жизнь человека - только сублимация страстей и инстинктов. Такое отношение к homo sapiens достаточно распространено - классическая теория Фрейда, который утверждал, что основой человека лежит животный инстинкт удовольствия, западный бихевиоризм и во многом подобная ему советская психология со знаменитыми условными рефлексами Павлова. Иными словами, человек - это механизм. Даже в оккультизме можно найти схожие взгляды (школа 'Четвертого пути' Г. Гурджиева).

Нагуализм предлагает совершенно иной взгляд на человека. Он, как было сказано, отличен и от социо-биологического механизма, и от традиционного духовного идеализма религии, теософии, мистики.

Человек - это существо воспринимающее и осознающее. Именно восприятие и осознание делают его человеком, определяют его социальность и даже биологию. Истинная его сущность, истинная его способность и предназначение - это способность воспринимать и осознавать воспринимаемое. Революция Нагуализма - это утверждение взгляда на человека в терминах восприятия. Поэтому искусство восприятия является для толтекского воина основой искусства жизни. Человек является 'пучком' восприятия - в этом смысл новой антропологии нагуализма. Восприятие - это энергообмен, а Мир - это Энергия. Их природа едина, и потому мы можем называть окружающую нас Реальность 'темным морем осознания'. Качество восприятия и осознания определяет качество поглощения и излучения энергии, восприятие и осознание являются фундаментом нашего бытия в энергетической Вселенной. Не социальность и не биология определяют судьбу человеческого существа, а восприятие и осознание, которым управляет наше внимание.

Любопытно, что классическая антропология не раз вплотную подходила к этой идее, ставшей теперь, благодаря Кастанеде, совершенно очевидной. Тот же Макс Шелер, размышляя о 'духе' как сути человеческой природы, писал, что 'дух есть предметность', ибо он видит в окружающем мире вещи как предметы, имеющие для человека самоценное и окончательное значение. 'Опредмечивание мира' позволяет человеку, носителю духа, осуществлять процесс познания и создавать картину мира. И 'самосознание', эта таинственная штука, делающая человека человеком, есть 'опредмечивание' своих переживаний и состояний. А ведь это и есть 'сборка' восприятия, перцептивное 'делание', глубокий смысл которого раскрывают уроки дона Хуана в книгах Кастанеды.

И мы ясно видим, как логично и последовательно проясняется суть человека в нагуализме, как все эти туманные слова - 'дух', 'душа', 'сознание', 'разум' - получают, наконец, конкретный смысл - функциональный и онтологический (как объективное бытие энергии): точка сборки - фокус восприятия, нагуаль - бесконечная вселенная энергии осознания, тональ - упорядоченное восприятие нагуаля через точку сборки. Содержанием жизни оказывается восприятие и осознание бытия, искусством жизни - умение менять режимы восприятия и развивать степени осознания. Человек в нагуалистской антропология с помощью искусства восприятия накапливает энергию и этим увеличивает свои возможности восприятия, результатом чего становится Трансформация - радикальное преображение целостности - осознания и тела, поскольку их природа едина.

Из перцептивной концепции человека вырастает путь и смысл его жизни - безупречность, сталкинг, не-делание, искусство сновидения. Все это - методы развития внимания, восприятия и осознания. Вот смысл новой антропологии нагуализма: человек - это, прежде всего, чудо восприятия и осознания. Будучи практической дисциплиной Трансформации, нагуализм предоставляет нам возможность убедиться в этом положении на собственном опыте.

Это не вероучение, не умозрительная философия и не догма, а прагматичный путь реализации человека и его возможностей в наиболее полной мере - рискованный эксперимент, опасный и многообещающий. Это путь к Реальности, а не бегство от нее. Можно сказать, самоосуществление Человека. 'Новая антропология' в действии.


Вернуться к началу
 
Cпасибо сказано 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1



Найти:
Перейти:  
cron

При использовании любых материалов сайта гиперссылка обязательна.
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB
, Copyright © Aiwan. Kolobok smiles